Джокер – один из самых знаковых и известных злодеев в истории комиксов и кино. За более чем 80 лет своего существования персонаж претерпел значительную эволюцию, как в плане индивидуальности, так и в плане визуального стиля. От комичного клоуна-преступника до сумасшедшего анархиста, Джокер пробовал себя во многих ролях, каждая из которых отражает дух времени и видение его создателя.
Стиль Джокера всегда был неотъемлемой частью его личности, подчеркивая его безумие, неординарность и стремление выделиться из толпы. Его внешний вид меняется вместе с личностью персонажа: от ярких смокингов и париков до потертых костюмов и размазанного макияжа. Каждый актер, сыгравший Джокера на экране, привнес в персонажа что-то свое, создав новую интерпретацию культового злодея.
В этой статье мы проследим, как менялся стиль Джокера на протяжении десятилетий, от его первого появления на экране до современных кинопроектов.
История появления Джокера
В фильме «Джокер» снимались Билл Фингер, Боб Кейн и Джерри Робинсон в 1940 году, и он во многом был вдохновлен немым фильмом 1928 года «Человек, который смеется», вдохновленным персонажем Конрада Вейдта Гуинпленом. Его появление в «Бэтмене №1» изображало его хитрым и жестоким преступником со склонностью к драме.
С наступлением «Серебряного века» комиксов в 1950-х годах DC начали смягчать злую сторону Джокера, чтобы сделать свои комиксы более привлекательными для детей и избежать строгой цензуры. Рассказ 1942 года «Джокер проходит последнюю милю» был одним из первых, в котором Джокер превратился из зловещего серийного убийцы в комического злодея.
Конрад Вейдт, «Человек, который смеется» (1928)
В 1970-е годы под руководством писателя Денниса О’Нила комиксы стали мрачнее и серьёзнее. В «Бэтмене №251» Джокер снова появляется как опасный преступник. В этот момент его безумие становится центральной темой и появляется знаменитая лечебница Аркхем. Джокер уже не просто безжалостный злодей, а непредсказуемый, безумный персонаж.
Публикация «Убийственной шутки» Алана Мура в 1988 году ознаменовала новый этап в эволюции Джокера. Комиксы заново изобрели Джокера, сделав его более многогранным персонажем. Он начал высказываться о своих философских взглядах, утверждая, что достаточно одного плохого дня, чтобы стать таким, как он. В «Убийственной шутке» рассказывается, что Джокер когда-то был неудачливым комиком, который влез в долги и стал участником преступной группировки. Бандиты убедили его надеть красный тюрбан, чтобы сохранить анонимность, но на самом деле они сделали это, чтобы отвлечь полицию. Во время ограбления химического завода Бэтмен испугался и упал в чан с кислотой, из-за чего сошел с ума и изменил свой внешний вид: его кожа побелела, волосы стали зелеными, а улыбка стала постоянной.
«Бэтмен» (1966-1968)
Сезар Ромеро в сериале «Бэтмен» (1966–1968)
Первым актером, сыгравшим Джокера на экране, был Сезар Ромеро в 1960-х годах. Его образ в сериале «Бэтмен» и одноименном фильме выполнен в веселом и комедийном стиле. Джокер в исполнении Ромеро странно смеется и любит сочетать насилие с остроумными шутками.
Интересен тот факт, что Ромеро отказался ради роли сбрить бороду, поэтому визажист просто покрыл ее толстым слоем белого макияжа. Художник по костюмам шоу Ян Кемп также внес свой вклад в редизайн Джокера, перейдя от традиционного фиолетового цвета к более яркому фиолетовому. Это решение, вероятно, было принято потому, что фиолетовый уже использовался в качестве акцентного цвета для костюма Фрэнка Горшина Риддлера.
Сезар Ромеро в сериале «Бэтмен» (1966–1968)
Цветовой контраст между зеленовато-желтым париком Ромеро, темно-зеленой рубашкой и розовым костюмом выделяет Джокера больше, чем любого другого персонажа на экране. Джокер известен своими аксессуарами, такими как пояс для инструментов, который он носил в своем дебюте, или шорты с зеленым рисунком, которые он носил поверх костюма в эпизоде под названием «Surf’s Up!» Клоун раздавлен!».
«Бэтмен» (1989)
Джек Николсон в фильме «Бэтмен» (1989
Джек Николсон выводит безумие Джокера на новый уровень, заменяя нелепое озорство абсолютным, неприкрытым хаосом. За фальшивой улыбкой Николсона скрывается спокойный, собранный голос, полный безумия. Тон фильмов Тима Бертона основан на мрачных сюжетных линиях 1980-х годов, таких как «Убийственная шутка» и «Смерть в семье».
Джек Николсон в фильме «Бэтмен» (1989
У Джокера Николсона обширный гардероб, и большинство его костюмов традиционны. Но что особенно поразительно, так это «костюм художника», который он выбрал во время встречи с Вики Вайль в музее Флюгельхайма. Одетый в клетчатые брюки, фиолетовый пиджак, оранжевую шелковую рубашку и берет художника, злой клоун травил посетителей газом и уничтожал бесценные произведения искусства. Пожалуй, самым запоминающимся моментом стала сцена, где Вики полила Джокера водой, из-за чего его макияж размазался и обнажилось его постоянно бледное лицо.
«Темный рыцарь» (2008)
Хит Леджер в «Темном рыцаре» (2008
Хит Леджер в «Темном рыцаре» (2008
Темный рыцарь подарил миру особенно тревожную версию Джокера, которая заслуженно принесла Хит Леджеру посмертный «Оскар». Леджер воплощает социопата персонажа во многих боевых действиях. Джокер видит в людях больше предметы, чем живые существа. Его не волнует ничто и никто, потому что его конечная цель — хаос. Вопросы моральных и социальных принципов не имеют смысла в его перевернутом мире.
Джокер Леджера никогда не рационализирует и не объясняет свое безумие, его невозможно понять; Он ограбил банк только для того, чтобы поджечь кучу денег, убил своих последователей и рассказывал всем, кого встречал, разные истории о своем происхождении.
Хит Леджер в «Темном рыцаре» (2008
Костюм, который носит Хит Леджер, представляет собой более современную версию костюма Джокера, состоящую из темно-фиолетовой куртки, зеленого жилета и рубашки. «Я сделал это намеренно. Мне нравился Джокер в фильмах Бертона, но я видел этого персонажа по-другому. Джокер был средневековым героем, артистом дворов и толпы. Я хотел сделать Джокера современной версией Джокера — — рок-звезды, такие как Пит Доэрти, Игги Поп или Кит Ричардс», — говорит художник по костюмам Линди Хемминг.
Вместо традиционного белого макияжа, покрывающего все лицо, Джокер Леджера размазал его, а затем местами стер, чтобы выглядеть более реалистично и жутко. Вокруг глаз были нарисованы темные круги, а уголки рта вытянуты шрамами в зловещую улыбку, создающую эффект постоянной улыбки.
«Отряд самоубийц» (2016)
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц» (2016)
Когда Джаред Лето взял на себя роль Джокера в «Отряде самоубийц», он решил полностью переосмыслить персонажа. Готовясь к съемкам, Лето использовал актерские приемы, которые вызвали неоднозначную реакцию. Сообщается, что он часто издевался над другими актерами во время розыгрышей, иногда даже даря им дохлых крыс.
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц» (2016)
Костюм клоуна Лето существенно отличается от традиционного образа. Художник по костюмам Кейт Хоули вдохновлялась внешностью современных наркобаронов. В результате клоун предстал перед зрителями в образе гангстера в белой рубашке, полосатых брюках, фиолетовой куртке из крокодиловой кожи, синей спортивной одежде, с золотыми зубами, татуировками и тростью. Хоули даже пытался приобрести драгоценности, принадлежащие настоящему криминальному авторитету, и продать их на аукционе, чтобы максимально точно воссоздать образ, но в конечном итоге безуспешно.
«Готэм» (2014-2019)
Кэмерон Монахэн в сериале «Готэм» (2014–2019)
Джокера в сериале «Готэм» представляют братья-близнецы: Джером Валеска и Джеремия Валеска, которых играет Кэмерон Монахэн. Частично это связано с Warner Bros. Прямое использование этого изображения не допускается. Да, создатели сериала очень постарались, чтобы избежать этой проблемы, но с каждым сезоном сходство становится все более очевидным: психоз, хаос, сопровождающий выходки Джерома, изуродованное лицо.
Кэмерон Монахэн в сериале «Готэм» (2014–2019)
Сомнения полностью исчезли при просмотре финальных серий, в которых Джеремия носит фиолетовое пальто, блестящий зеленый костюм и желтые перчатки. Его страшное лицо было покрыто белым макияжем и красной помадой, скрывавшей покрытую шрамами улыбку. Его волосы уже не были обычными зелеными, на них было всего несколько редких волосков.
«Джокер» (2019, 2024)
Хоакин Феникс в фильме «Джокер» (2019)
Хоакин Феникс играет Артура Флека, человека, который борется как с внутренними демонами, так и с внешними обстоятельствами. Он не просто злодей, а сложный персонаж, пытающийся найти свое место в мире, наполненном унижениями и унижениями. Феникс глубоко углубился в психику своего героя, изучая литературу о безумцах и психопатах, чтобы создать персонажа, не поддающегося четкой классификации. Его Джокер психически болен и истерически смеется, когда ему больше всего хочется плакать. Это делает его не только трагическим, но и симпатичным персонажем, который жаждет быть принятым и любимым, но сталкивается с жестокостью окружающего его мира.
Хоакин Феникс в фильме «Джокер» (2019)
Костюм Джокера, созданный художником по костюмам Марком Бриджесом, существенно отличается от предыдущих экранизаций. Вместо традиционной зелено-фиолетовой цветовой гаммы его красный костюм выглядит как что-то, что носил реальный человек, а не как стилизованный злодей из комиксов. Это потому, что в фильме используется жесткий подход к персонажу, подчеркивающий реализм и психологическую глубину, а не фэнтези о Джокере.
В костюме также отсутствуют преувеличенные элементы, которые можно найти во многих других интерпретациях Джокера. Джокер Феникса выглядит более неопрятным и неопрятным, его волосы окрашены в тусклый, неестественный зеленый цвет, а макияжа минимально. Это создает образ не неуверенного в себе театрального криминального магната, а проблемного, пограничного одиночки.