По моему хотенью

Как я и хотел

Мы изучаем, как подростки прошлых лет зарабатывали деньги, тратили их, потребляли товары и взаимодействовали со своими семьями.

Меньше, чем остальных

С раннего возраста знакомые со всеми видами электронных гаджетов и новых технологий, они часто кажутся инфантильными, зависимыми от интернета и неспособными сосредоточиться больше минуты. Однако поколение Z, также известное как «поколение снежинок» или зумеры, вступает во взрослую жизнь. По разным классификациям к поколению Z относятся молодые люди, родившиеся в период с середины-конца 1990-х до начала 2010-х годов. Таким образом, самому старшему из них почти 30 лет.

По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2024 года численность населения России в возрасте от 14 до 29 лет превысила 24,394 млн человек, что составляет 16,7% от численности населения страны. Население в возрасте 18–29 лет составляет 17,829 млн человек, что составляет чуть более 12% от общей численности населения и является самой малочисленной группой среди взрослого населения. Для сравнения: численность населения России в возрасте от 30 до 60 лет составляет 62,863 млн человек, а численность населения в возрасте от 60 до 80 лет — 31,86 млн человек.

В то же время, по данным Росстата, к концу 2023 года число родившихся сократилось до 1,264 млн человек, что является самым низким показателем с 1999 года. И тенденция к снижению продолжается. По прогнозу агентства, к концу 2024 года их число будет еще меньше — 1,171 млн.

Смогут ли родители поколения Z спасти страну от демографического кризиса? Какими родителями они будут?

Как я и хотел

Чем и как зарабатывают

По данным исследования FinExpertiza, проведенного на основе данных Росстата, численность молодых работников в возрасте 20-34 лет в 2022 году сократилась на 26% по сравнению с 1992 годом. К концу 2022 года численность работников в возрасте до 30 лет сократилась на 802 тыс человек; На эту группу, численность которой составляет 10,8 млн человек, приходится самая низкая доля от общей численности занятого населения — 14,9%, что является самым низким показателем с начала 1990-х годов.

По данным совместного исследования Synergy University и Level Group, к 2024 году подавляющее большинство молодых людей (71%) будут считать наличие интересных задач важным аспектом при выборе места работы. Затем зумеры сосредотачиваются на зарплатах выше рыночных (65%), дополнительных бонусах, таких как добровольное медицинское страхование или, например, Плата за посещение фитнес-клуба (59%), удобный график работы (53%) и корпоративная культура: вечеринки, совместные поездки, отсутствие дресс-кода и т д. (42%).

С точки зрения карьерных интересов респондентов лидирующими отраслями являются ИТ-технологии (63%), производство и промышленность (58%), а также финансы и банковское дело (55%).

32% пользователей Zoom хотят работать ближе к дому, и столько же предпочитают работать удаленно. 17% хотели бы иметь офис в центре города и только 8% молодых специалистов мечтают работать за границей.

Исследование банка «Точка» показало, что 14,21% представителей поколения Z к 23 годам основали свой бизнес. Наиболее популярной сферой предпринимательства среди представителей поколения Z является рыночная торговля; Треть всех предпринимателей Zoomer задействованы в этом секторе. Между тем, у поколения Z вероятность работать в этой профессии почти в три раза выше, чем у других групп: 32,95% (доля зумеров) по сравнению с 13,30% для других поколений).

Как копят и тратят

Эксперты сервиса Compare выяснили, что к 2024 году представители поколения Z будут стремиться создать финансовый буфер. Однако банки неохотно выдают им кредиты. Средний кредитный рейтинг зумеров составляет 518, а у миллениалов — 632.

Однако чаще всего за небольшими кредитами обращается поколение Z (на их долю приходится 46,5% от общего числа открытых кредитных продуктов). На втором месте по востребованности находятся кредиты (26%), а на третьем — кредитные карты (25,7%).

Как я и хотел

Хотя у поколения Z процент сбережений ниже, чем у миллениалов (48,4% против 51,6%, по данным Sravni), их сбережения больше, что подчеркивает их финансовую решимость и осознанный подход к сбережениям. Опрос, проведенный Аналитическим центром НАФИ среди молодежи в возрасте от 14 до 24 лет по всей России, показал, что пользователи Zoom демонстрируют вполне разумное финансовое поведение и ответственное отношение к деньгам. 66% молодых людей задумываются о своем будущем финансовом положении, а 89% убеждены, что им необходимо экономить.

Около 65% респондентов опроса NAFI стараются совершать покупки ответственно. 42% людей готовы тратить деньги на покупку брендовых товаров, а 23% не против брать кредиты для покупки необходимых им товаров. По данным Avito «За деньги — да!» Согласно исследованию, пользователи Zoom часто готовы переплачивать за свои любимые бренды во всех категориях. Однако для повторных покупок бренд не имеет большего значения; Продукт и пользовательский опыт — на первом месте.

Кроме того, исследование NAFI также показывает, что более половины опрошенных потребителей поколения Z придерживаются рационального подхода к покупкам, а 65% согласны с утверждением «Я покупаю только то, что мне действительно нужно».

Строительная компания Pergaev Bureau обнаружила, что 92% пользователей Zoom предпочитают совершать покупки в торговых центрах, а не в универмагах или уличных магазинах. Основными мотивами посещения магазина для представителей поколения Z являются рекламные акции, размещенные на витрине (31%), а также узнаваемость бренда и местоположение магазина.

С кем живут

Эксперты социальной сети «ВКонтакте» и Высшей школы экономики изучили мнение «племени Zoom» по нескольким показателям: наличие стабильного дохода, проживание вдали от родителей, отсутствие влияния мнения родителей при принятии важных решений, наличие постоянного партнера. Опрос показывает, что 31,8% 19-летних респондентов имеют фиксированный доход. Те, кто не уезжал из дома, чаще всего интересуются мнением старших (63,1%); Чуть меньше среди молодых людей, живущих одни (57,4%). 53,7% респондентов более независимы — живут со своим партнером.

Большинство молодых россиян (74%) считают, что им следует начать жить отдельно от родителей до 20 лет. Совместное исследование Премии по градостроительству и архитектуре и Премии НАФИ показало, что 43% молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет живут с родителями или другими старшими родственниками, а 57% уже начали жить самостоятельно.

Каждый пятый пользователь Zoom (21%), покидающий родительское гнездо, живет со своим мужем, женой или партнером. Среди россиян в возрасте от 19 до 24 лет немного меньше тех, кто живет один — в 18 лет.

По данным опроса NAFI, 85% молодых людей того же возраста стараются заботиться о своих семьях, тогда как 30% участников группы «Zoom» редко общаются с родственниками. Между тем, почти столько же (31%) мечтают о большой семье.

Исследование, проведенное приложением для знакомств Mamba, показало, что 15% россиян в возрасте 18–27 лет готовы вступить в брак в ближайшем будущем, а еще 40% мужчин и 51% женщин готовы вступить в брак в течение ближайших двух лет (если встретят подходящего человека.

По данным городского ЗАГСа, в 2024 году средний возраст вступления в брак для москвичей составил 25 лет; в 2004 году этот показатель составлял 22. В прошлом году мужчины вступали в брак в возрасте от 24 до 28 лет, а женщины — в возрасте от 23 до 27 лет.

По данным опроса социальной сети «ВКонтакте» и Высшей школы экономики, 77% респондентов в возрасте от 14 до 24 лет хотят создать семью до 27 лет.

Как я и хотел

Для большинства респондентов исследования «Мамба» классический брак остается проявлением серьезных намерений и любви. Однако большинство представителей поколения Z хотели бы проверить отношения сроком на полтора-два года, прежде чем идти в ЗАГС.

Как относятся к детям

Согласно проекту Стратегии действий по реализации семейно-демографической политики и поддержке многодетных семей, средний возраст российских матерей с 2013 года вырос на 3,6% и к 2023 году достигнет 29 лет. Половина участниц опроса «Мамба» хотели бы иметь детей до 30 лет. 57% женщин были бы готовы расстаться с партнером, который не хочет детей, но 60% мужчин были бы готовы смириться с тем, что их партнерша не хочет иметь детей.

По данным опроса НАФИ, российские респонденты считают, что девушки должны становиться матерями в возрасте от 21 до 25 лет (55%), а четверть опрошенных (26%) заявили, что оптимальным возрастом для женщин, чтобы родить первого ребенка, является возраст от 26 до 30 лет.

Что касается отцовства, 46% молодых людей считают, что мужчины должны заводить детей в возрасте от 26 до 30 лет, а треть (34%) считают, что мужчины должны заводить детей в возрасте от 21 до 25 лет.

Недавнее исследование, проведенное совместно компаниями Gedeon Richter и NAFI, показывает, что, несмотря на мечты о семье и детях, 22% российских молодых людей поколения Z в возрасте от 18 до 23 лет не занимались сексом. Тридцать процентов респондентов заявили, что основной причиной отсутствия секса является недопонимание и отсутствие коммуникации относительно сексуальных границ между партнерами.

Ирина Гильдебрандт, директор стратегических проектов НАФИ, особо отметила, что современная молодежь предпочитает оставаться дома, избегать знакомств и предпочитает общаться в социальных сетях.

Кроме того, поколение Zoom называют «тревожным поколением», поскольку треть его представителей страдает психическими расстройствами. Многие люди этого поколения испытывают хронический стресс, который не только мешает им найти партнера, но и снижает сексуальное влечение. Распространенность традиционных ценностей и стремление поколения Z к созданию больших семей недостаточны для повышения рождаемости в России.

Согласно проекту стратегии действий по реализации семейно-демографической политики, численность женщин детородного возраста к 2030 году сократится до 33,2 млн человек, к 2036 году — до 31,2 млн человек, к 2046 году — до 27,4 млн человек.

По прогнозу Росстата, численность женщин в возрасте 20–29 лет, на долю которых приходится 44% всех рождений, начнет расти только после 2026 года, причем темпы роста будут весьма незначительными. Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова на пленарном заседании Дня национальных приоритетов «Семья» на выставке «Россия» (4 июля 2024 г.) пояснила, что причина снижения рождаемости — смена приоритетов. Молодых людей в первую очередь волнует карьерный рост, финансовая независимость, а затем создание семьи.